Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь – это великий дар природы. Благодаря ей мы получаем широкие возможности интересного, качественного и эмоционального общения друг с другом. Речь объединяет людей в их жизнедеятельности, помогает понимать смысл речи других по выразительности, формирует индивидуальные взгляды и убеждения. Выразительность речи оказывает людям огромную услугу не только в познании мира, но и в познании самого себя.
Развитие речи детей на сегодняшний момент имеет особую значимость, т.к. сегодняшние дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причинами этого являются и один ребенок в семье, и домоседство, и использование в обиходе различных гаджетов. Постоянная занятость родителей (опекунов) также не способствует общению с ребенком и активизации его речи. Речь становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов, а это в свою очередь негативно отражается на процессе обучения в школе. Такая проблема встала именно в XXI веке, хотя совсем недавно, в XX веке, большую роль в формировании коммуникативных и социальных навыков играли дворы и детские площадки, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь. Это и составляет актуальность нашего исследования.
Проблема формирования интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитие речи III уровня является актуальной проблемой на современном этапе развития дошкольного и школьного образования и всего общества в целом.
Интонационная выразительность речи – одна из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно упрощающая общение, способствующая успешному взаимодействию ребёнка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Формирование же интонационной выразительности у детей процесс достаточно сложный, дети учатся управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к ним речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
Интонационная выразительность речи – сложный комплекс, состоящий из мелодики, ритма, темпа, ударения, пауз, тембра. Однако различными исследователями отмечаются разные наборы компонентов интонационной выразительности речи. Изучением данного вопроса занимались Е.Ф. Архипова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина и др.
Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, О.С. Ушакова, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.Г. Арушанова, Г.Р. Шашкина и другие, доказали, что, усвоение речи, а так же общение посредством речи «порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем мире. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его». Так же они отмечали, что в современном мире основной контингент групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи составляют дети III уровня общего недоразвития речи, у которых наблюдается нарушение формирования каждого из компонентов языка.
Исследования Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.М. Бородич, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой и др. показали, что речевые нарушения негативно влияют на психическое развитие. Любое нарушение детской речи, включая коммуникативную и познавательную функции, влияет на формирование интеллекта ребенка, ведет к нарушению эмоционально-волевой сферы, мешает развитию связной речи и, что нужно выделить, отражается в готовности к обучению, затрудняют общение с окружающими, ограничивают формирование представлений, понятийных значений.
Цель исследования состоит в теоретическом изучении методического обеспечения интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть развитие интонационной речи в онтогенезе;
• Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников с общим недоразвитием речи;
• Выявить специфику формирования интонационной выразительности речи детей с общим недоразвитием речи;
• Провести обзор методик выявления интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи;
• Проанализировать методику выявления интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Объект исследования: интонационная выразительность речи.
Предмет исследования: особенности формирования интонационной выразительности у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, состоящей из пяти подпунктов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1: Анализ литературы по проблеме исследования
1. Развитие интонационной речи в онтогенезе
Особенности интонационной стороны речи в онтогенезе представлены в трудах таких психологов и педагогов, как А. Н. Гвоздева , О. С. Ушаковой и др.
В специальной литературе особенности развития интонационной стороны речи у детей с нарушением речи находят свое отражение в работах Е. Ф. Архиповой , И. И. Панченко , О. С. Орловой , Г. В. Чиркиной и др.
Данные исследования обобщают целостную картину интонационной стороны речи родного языка, представляют особенности формирования выразительности речи у детей с нормальным речевым развитием, так и при разных речевых нарушениях и помогают практически использовать данные знания, выявлять методы и приемы формирования интонационной стороны речи у детей.
Формирование выступления в раннем возрасте делится на два этапа: предварительный период (до 1,5 лет) - до дизайна независимого выступления и период дизайна независимого выступления (1,5-2 года). В литературе широко распространено несколько стадий, которые последовательно сменяют друг друга, и выявляются в довербальном (предречевом) периоде: крик или плач; гуление; лепет; стадия первых слов .
В тот период, когда ребенок родился, у него наблюдаются нечленораздельные, безусловно-рефлекторные крики, которые выражают его естественные эмоциональные состояния. Эти состояния связанны либо с голодом, либо с болевыми ощущениями и любыми факторами, которые раздражают детей.
В конце первого и начале второго месяца жизни у ребенка появляется слуховое сосредоточение на звуке голоса взрослого. С третьего месяца зрительное и слуховое сосредоточение начинают взаимодействовать. Это означает, что на этом этапе подготавливается сенсорная сторона речи, ее восприятие и понимание.
На третьем месяце жизни появляются голосовые реакции в составе «комплекса оживления». Это выглядит следующим образом: сначала ребенок произносит короткие, отрывистые звуки (гуканье); затем он издает протяжные, певучие, тихие звуки, которые не связанны с беспокойством или неудовольствием (гуление), воспроизводящие, как правило, интонационную сторону речи взрослых. Данные реакции ребенка рассматриваются как активные действенные формы ориентировки, которые характеризуют попытки ребенка спроектировать некоторые стороны речевых высказываний взрослого. А именно: сначала интонационную, затем ритмическую, позже звуковую.
Гуление наступает с появлением коротких сигналов, которые генерируются на выдохе. На втором месяце жизни наступает стадия гуления. В это время звукопродукция как по способу ее произнесения, так и по длительности, интенсивности, интонационному контуру подходит к обычной вокализации. На 4-5 месяцах обычной является генерация протяженных гласноподобных вокализаций, которые обычно напоминают песню, так как отличаются особой мелодичностью. Ребенок практикуется в артикуляции единичных звучаний, слогов и слоговых композиций. Кроме того у детей совершается координирование слуховых и речедвигательных фигур, отрабатываются тональные текстуры родного стиля, создаются посылы с целью формирования фонематического слуха, в отсутствии которого невозможно произнесение самого слова.
В исследованиях Н. X. Швачкина выявлено, что ребенок способен осваивать голосовую сторону выступления в конкретной очередности: тон — в 4-6 месяцев, темп — в 6-12 месяцев и акустическая структура слова — после года .
Следующий шаг в овладении физической стороной устной речи у ребенка – это лепет, который проходит в первом полугодии. Для лепета присущи более прочная локализация и артикуляционная стабильность звуков, также объединение их в слоги, в свою очередь, слогов - в отрезки через их интонационное и ритмическое оформление.
Лепет отличается возникновением в репертуаре ритмических сочетаний согласноподобных (С) и гласноподобных (Г), которые систематически повторяются.
Тембровые перемены мелодики ребенок начинает чувствовать в психологическом выступлении старших, когда он раннее операционно изучил воссоздание лепетных звукокомплексов, т.е. к окончанию первого года жизни. Модулирование лепетных монологов чаще всего относится к полутора годам.
А. А. Леонтьев выявил в позднем лепете детей словоподобные звуковые комплексы хореического типа, которые еще не несут никакого смысла, но их ритмическая структура как бы предугадывает ритмическую структуру первых детских слов .
Исследователи, которые занимались изучением развития интонации у детей, отмечают то, что из всех элементов звуковой стороны языка ребенок первой усваивает именно интонацию. И только потом уже ребенок усваевает сегментный состав языка, т.е. овладевает звуками родного языка, так и активного усвоения языка (В. А. Ковшиков , Н. И. Лепская , Р. В. Тонкова-Ямпольская ). М. М. Кольцова, исследуя восприятие детьми речи взрослых, отмечает период в жизни детей 10-11 месяцев. В это время интонация взрослого человека является наиболее значимым фактором, который влияет на реакцию ребенка .
В работах Р. В. Тонковой-Ямпольской изучается активное освоение интонационной системы языка. Автор утверждает, что развитие интонации начинается с крика, и к началу 2-го года жизни ребенок овладевает интонационной системой языка в целом, изучая звуковую активность детей с рождения до 5 лет. На более поздних этапах развития идет процесс совершенствования и дифференцирования звуковой активности.
Р.В. Тонкова-Ямпольская полагает, что со второго месяца существования в невербальном периоде в вокализациях ребенка делятся интонации, какие сравнимы с интонациями у старших. Они создаются в последующей очередности: со второго по седьмой месяц жизни возникает тон, которая сравнима с повествовательной у старших; с девятого месяца жизни - «напористый» тон, который сопоставим с повелительной у старших, с двух лет — тон проблемы, который схож с вопросительной у старших. И. В. Верестюк исследует формирование интонационной системы русского языка детей в возрасте от 2 до 5 лет. Она рассматривает возникновение интонационных конструкций (по классификации Е. А. Брызгуновой) на разных возрастных этапах, при этом указывая основание «взрослых» контуров из специально выделенных промежуточных «детских», в свою очередь, которые появляются с помощью «сужения» разнообразия рельефных интонаций .
При уместном формировании выступления к 7 годам ребята грамотно выговаривают в слове результативные и безударные слоги, но выделить их по заданию взрослого пока не умеют. Способность произносить ударные и безударные слоги на интуитивном уровне является основой для формирования умения ставить логическое ударение в предложении, что равным образом, полагает правильное интонирование.
Постижение интонации происходит одновременно с постижением речи, следовательно, восприятие интонации, как правило, обгоняет восприятие смысла .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] : учебное пособие / А. А. Алмазова. — М. : Наука, 2013. – 127 с.
2. Антонова, Л. Г. Развитие речи [Текст] / Л. Г. Антонова. — М. : Астрель, 2012. – 299 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : Астрель, 2007. – 400 с.
4. Васильева, А. Н. Основы культуры речи [Текст] / А. Н. Васильева. — М. : Академия, 2012. — 277 с.
5. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская. — Ростов-н/Д : Феникс, 2013. — 448 с.
6. Верестюк, И. В. Становление интонационного поля в процессе речевого развития детей (в возрасте от 2 до 5 лет) [Текст] / И. В. Верестюк. — М. : Академия, 2013. — 300 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : Астрель, 2011. — 320 с.
8. Вятлева, Ю. Е. Формирование письменно-речевой коммуникации у учащихся начальных классов коррекционной школы 5 вида: Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция [Текст] : монография / Ю. Е. Вятлева. — Архангельск : Поморский университет, 2009. — 300 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М. : Академия, 2011. — 288 с.
10. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
11. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст] / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
12. Ковшиков, В. А. Теория речевой деятельности [Текст] / В. А. Ковшиков, В. П. Пухов. — М. : Наука, 2013. — 450 с.
13. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. — М. : Академия, 2012. — 182 с.
14. Ладыженская, Т. А. Школьная риторика, 5 класс, часть 1 [Текст] / Т. А. Ладыженская. — М. : Академия, 2013. — 351 с.
15. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. - М.: ТЦ СФЕРА, 2009. 64 с.
16. Ларина Е. А. Скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2011. 142 с.
17. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 1968. – 368 с.
18. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. — М. : Наука, 2014. — 290 с.
19. Лепская, Н. И. Язык ребенка: Онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н. И. Лепская. — М. : Владос, 2015. — 200 с.
20. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
21. Лопатина Л. В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. 151 с.
22. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — М. : Астрель, 2010. — 192 с.
23. Мастюкова, Е. М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи [Текст] / Е. М. Мастюкова // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия. – СПб, 2001. – С. 236-250
24. Медицинская реабилитация в педиатрической практике: достижения, проблемы [Текст] / Н.В. Саввина, М.В. Ханды, И.Ф. Петров и др. – Киров: МЦНИП, 2013. – 368 с.
25. Муханов, И. Л. Пособие по интонации [Текст] / И. Л. Муханов. — М. : Русский язык, 2013. — 182 с.
26. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество[Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
27. Никольская, С. Т. Техника речи [Текст] : учебник / С. Т. Никольская. — М. : Норма, 2014. — 200 с.
28. Орлова, О. С. Особенности развития детского голоса в онтогенезе [Текст] / О. С. Орлова. — М. : Астрель, 2011. — 299 с.
29. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст] / Л. Н. Павлова. — М. : Академия, 2010. — 240 с.
30. Панченко, И. И. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия [Текст] / И. И. Панченко, Л. А. Щербакова. — М. : Астрель, 2012. — 130 с.
31. Позднякова, Л. А. Особенности усвоения интонационной системы языка дошкольниками со стертой дизартрией в сравнении с детьми без речевой патологии [Текст] / Л. А. Позднякова // Актуальные проблемы коррекционно-развивающего образования. Материалы международной научно-практической конференция 1719 ноября 2003 года. — Орёл : Изд-во Орловского государственного университета, 2003. — С. 267- 269.
32. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
33. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст] / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др. – М.: Владос, 2011. – 167 с.
34. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Становление физиологических механизмов речи [Текст] / Р. В. Тонкова-Ямпольская. — М. : Просвещение, 2012. — 400 с.
35. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. — М. : Наука, 2013. — 390 с.
36. Холопова, В. Н. Теория музыки. Мелодика, ритмика, фактура, тематизм [Текст] / В. Н. Холопова. — М. : Планета музыки, Лань, 2010. — 368 c.
37. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Г. В. Чиркина. — М. : Владос, 2003. — 355 с
38. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст] : Хрестоматия. Учебное пособие / Н. Х. Швачкин. — М. : Астрель, 2012. — 144 с.
39. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технология формирования интонационной стороны речи. - М.: АСТ: Астрель, 2009. 222 с.
40. Шевцова, Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет [Текст] / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. — М. : Наука, 2006. — 200 с.
41. Щерба, Л. B. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л. В. Щерба. — М. : Наука, 2014. — 275 с.